Угроза кратного роста НДПИ, которая нависла над производителями металлов и минудобрений, вынудила их выступить с предложением взимать вместо этого больший налог на прибыль, но при этом проводить корректировку на размер дивидендов и вложений. Многие компании считают, что такой вариант хотя бы позволит коррелировать с ценами на продукцию, которые начали опускаться после пройденных пиковых значений. Экспертам такой выход видится логичным, но Минфин вряд ли на него согласится, т. к. ему нужен прогнозируемый дополнительный доход.
15 сентября прошло совещание у премьера М. Мишустина, на котором обсуждался вопрос повышения налоговой нагрузки на горно-металлургический сектор. Тогда его участники и выдвинули свое предложение о введении прогрессивного налога с льготами на размер инвестиций. Считается, что финальный коэффициент можно определять на основе объемов капиталвложений компаний и размера их дивидендов. Повышение налога предполагается относительно роста цен на продукцию.
Участники рынка считают, что такой вариант отражает показывает реальную ситуацию внутри отраслей и настоящую конъюнктуру, тогда как общее повышение НДПИ не берет во внимание разную себестоимость, продукцию, транспортные и амортизационные расходы.
Также НДПИ не соотносится с ситуацией на рынке: если котировки начнут снижаться, НДПИ останется неизменным, что расходится с главной целью его введения – изъятием сверхдоходов. Налог на прибыль, в то же время, эту проблему способен решить.
Такой вариант не устраивает Минфин, как считают источники «КоммерсантЪ». Для наполнения бюджета министерство должно найти дополнительные 300–350 миллиардов рублей. Прогнозировать будущую прибыль, к тому же с поправкой на инвестиции, сложно, а НДПИ заранее известен. Собственные предложения по повышению фискальной нагрузки министерство должно было предоставить премьеру 16 сентября. Как сообщают источники «Ъ», речь идет о постепенном повышении коэффициента с 3,5 до 5 и росте налога на прибыль.
Предыдущее решение о введении коэффициента 3,5 к НДПИ с 1 января 2021 года было принято год назад и касалось всех твердых полезных ископаемых, за исключением золота, алмазов, угля, торфа и общераспространенного сырья. С его помощью Минфин рассчитывал собрать в бюджет порядка 56 миллиардов рублей.