По традиции, август всегда является сложным месяцем для российской экономики. Отчасти эта традиция сохранилась и в 2021 году, в частности – на рынке стали. Котировки листового проката за последние четыре недели снизились на 15–20 %, а некоторые позиции подешевели еще больше. Арматура снизилась в цене на 10 %, но ее стоимость на летнем пике изначально была ниже.
Резкий подъем на рынке не всегда является хорошим показателем, но спад является еще более нежелательным. Из-за этого проседает спрос, а во время взлета первой половины года часть клиентов вовсе ушла с рынка. Так, многие жалуются на резкий спад в области индивидуального жилищного строительства.
Определенную роль в обвале сыграло введение экспортных пошлин, в результате чего снизилась доходность внешних продаж. Металлурги получают большую выгоду от продаж внутри страны или в страны ЕАЭС, нежели в дальнее зарубежье. Но проблема также может крыться и в неблагоприятной конъюнктуре на мировом рынке: в июле большой объем продукции за рубеж переправлять еще получалось, но в августе с этим уже были проблемы.
До какого предела цены могут снизиться в конечном счете? Обычным ориентиром является экспортный паритет. Для горячекатаного проката он сейчас будет равен 65-70 тыс. руб. за т с НДС, для арматуры — примерно 55-60 тыс. руб. за т. Цены даются с учетом пошлины. Ожидается, что здесь будет находиться нижняя точка, за которой должна проследовать положительная коррекция. Но экспортный паритет – вещь, в любом случае, непостоянная, и время от времени ориентиры будут корректироваться.
На мировом рынке основная проблема сейчас – коронавирус. Наиболее горячие точки в этом отношении – Китай и Восточная Азия. Так, во вьетнамском Хошимине ограничения продлены до 15 сентября. Весь местный рынок сильно ужался, и по этой причине у российских компаний нет возможности отправлять туда горячекатаный прокат по июльским объемам. Индия проявляет наибольшую активность на внешних рынках, поскольку на внутреннем все не так хорошо.
Китай наиболее жесток к коронавирусным ограничениям. Даже один новый заболевший становится поводом для проведения массового тестирования в миллионных городах. При этом, больше всего страдает транспорт: перекрываются, в том числе, и пограничные переезды, что ударяет по экспорту некоторых групп товаров, что приводит к рекордным подорожаниям. Например, высококачественный коксующийся уголь взлетел до рекордных отметок в более $400 за т CFR. Нарушилась и работа морских портов, что привело к подорожанию стоимости фрахта на 10–20 %.
Нынешний кризис показал, что денежные ресурсы играют по большей части вспомогательную роль. Основные проблемы кроются в нехватке физических ресурсов. Так, у тех же США есть проблемы, которые невозможно решить с помощью денег. Из-за нехватки металла и при нагрузке мощностей в 85 % горячекатаный прокат стоит дороже $2100 за т EXW, а оцинковка торгуется почти на уровне алюминия. По логистике отсутствие физических ресурсов бьет также очень сильно – можно закупить большое количество контейнеров для транспортировки, но невозможно найти время и возможности для проведения поставок в срок.
По прогнозам, в сентябре мировая конъюнктура должна стать лучше. В Китае задумываются о стимулировании промышленности, завершается сезон дождей в Восточной Азии, что должно оживить рынки в Индии и на юго-востоке региона. Также подходит к концу сезон отпусков в Европе, спадает жара в Турции и странах Ближнего Востока и Северной Африки. Однако и здесь есть свои проблемы. Сложно рассчитывать на увеличение потребления в условиях коронавирусных ограничений, а в странах запада начинает раскручиваться инфляция. Есть большая вероятность к переходу на более сдержанную денежную политику и снижению спроса, который гарантированно за ней последует.